Начиная с 2004 года, в средствах массовой информации появились публикации, рассказывающие о новейших зарубежных разработках, о первых опытах внедрения RFID на предприятия. Тогда, два года тому назад, для Российских предприятий внедрение технологии RFID казалось невозможным. Причины очевидны: дорогостоящее оборудование и обслуживание, отсутствие наглядного опыта в применении, несформированное представление о технических возможностях систем, отсутствие специалистов в области наладки, установки, программирования высокотехнологичного оборудования. Время идет, а с ним меняется наше мировоззрение, растут запросы и технологические требования, рынок производственной и складской автоматизации расширяется.
Считается, что ключевую роль в нынешнем массовом увлечении RFID сыграл исследовательский центр Auto-ID, организованный при Массачусетском технологическом институте (MIT) в октябре 1999г. Этому событию предшествовал год напряженных поисков, последовавших за созданием системного подхода к автоматической идентификации объектов.
По другим данным, идея пассивных электронных запоминающих устройств-меток стала одной из причин образования в 1969 г. компании под названием Communications Services Corporation, или ComServ. В 1973 г. она получила патент на «небольшое портативное устройство, которое легко спрятать, а в случае необходимости прикрепить или вмонтировать в различные объекты». В качестве памяти инженеры использовали ферритовые кольца, позволившие им создать нечто не слишком портативное по нынешним меркам, но способное запомнить до 16 бит данных. Изобретение демонстрировалось в различных транспортных и правительственных организациях.
В другом документе утверждается, что первыми предпосылками к созданию радиометок стала работа Гарри Стокмана «Communication by Means of Reflected Power«, опубликованная в 1948г. и описывающая коммуникационное устройство, функционирующее только под воздействием внешнего радиоизлучения. Конечно, в истории нашлось место и для первых известных примеров применения методики: система опознавания «свой-чужой» в авиации и однобитные противоугонные устройства EAS (Electronic Article Surveillance).
В 80-х годах из состава Лос-Аламосской лаборатории, участвовавшей в разработке концепции, выделились компании Identronix и Amtech. А с 1987 г. начали появляться сведения о коммерческих реализациях RFID. Первая в мире инсталляция подобной системы была осуществлена в Норвегии на железной дороге, затем последовал аналогичный проект в США.
В 90-е годы XX века началось активное применение радиосистем для оплаты дорожных сборов на скоростных магистралях. Автомобили получили возможность пересекать въездные терминалы, не снижая скорости. Бесконтактные средства оплаты появились в США на дорогах Оклахомы, Канзаса и Джорджии, а также в районе Хьюстона. Все они базировались на единой спецификации, названной Title 21. Несколько северо-восточных регионов США сформировали группу E-Z Pass Interagency Group, занявшуюся вопросами стандартизации RFID-методик для автоматизации взимания платы за проезд. Корпорация Texas Instruments создает TIRIS — Texas Instruments Registration Identification System (затея с TIRIS привела ныне к образованию подразделения компании TI RFID). И, наконец, наступает решающий, переломный момент, когда инженеры впервые смогли интегрировать приемопередатчик радиоволн в микросхему, изготовленную по стандартному КМОП-процессу. Это позволило объединить на одной подложке все компоненты, необходимые для функционирования радиометкиRFID и открыло новые возможности для ее дальнейшей миниатюризации.
Как бы там ни было, но, по официальной версии, начало современной истории RFID было положено учеными из MIT, которые занялись разработкой стандартов и технологий, необходимых для широкого применения технологии на практике. Они впервые задались вопросом снижения стоимости микросхем. Вскоре к ним присоединился Кевин Эштон из лондонского подразделения Procter & Gamble, где он трудился в качестве помощника брэнд-менеджера. Именно ему удалось вызвать интерес к радиометкам у крупных корпоративных спонсоров. Группа обратилась за поддержкой в Uniform Code Council, глобальную организацию, занимающуюся системами маркировки товаров, и получила ее. В 2000г. филиал центра появился в Кембриджском университете; центры поддержки радиометок RFID открываются при университетах Китая, Японии, Швейцарии, Австралии.
Примерно год назад все наработки из Auto-ID были переданы в организацию EPCglobal, детище EAN International и Uniform Code Council. EPC расшифровывается как Electronic Product Codes, что достаточно ясно указывает на характер работы организации. Штрих-код во всех его ипостасях предполагается заменить соответствующими электронными эквивалентами в мире радиометок.
В современное время свои решения в области маркировки и идентификации данных предлагают многие зарубежные компании, среди которых заметно выделяется американская корпорация Intermec Technologies.
Intermec на протяжении нескольких десятилетий успешно занимается разработкой революционных технологий, позволяющих управлять логистическими схемами товаропотока, включающие такие процессы, как подготовка, отбор, комплектация и доставка продукции, а так же управление процессами оптимального распределения товара и оптимизацией трудовых ресурсов. Именно эта американская корпорация одна из первых разработала и протестировала беспроводные системы радиочастотной идентификации (RFID). Экономя время на создание, передачу и обработку документов, оптимизируя распределение рабочей силы, системы автоматизации логистических процессов Intermec позволяют сделать эти процессы мобильными, удобными в плане планирования и управления.
Автор: Компания Скейл